Эта история произошла в начале 20-ого века. США начали строительство подводных лодок серии S. Некоторые из этих субмарин дожили до 40-ых годов и даже принимали участие во Второй мировой войне. Всего тогда было построено 36 подлодок.
По тем временам этот проект был очень удачным. Американские конструкторы даже пытались спроектировать размещение на борту «S»-лодок самолета-разведчика, что подтверждается редкими фото, дожившими до нашего времени. Базировались эти лодки в районе Алеутских и Соломоновых островов в Тихом океане.
Американские конструкторы даже пытались спроектировать размещение на борту «S»-лодок самолета-разведчика, что подтверждается редкими фото, дожившими до нашего времени.
Но возвращаемся к началу 20-ого века. По замыслу конструкторов, на палубе субмарины под номером S-1 был оборудован цилиндрический ангар, в котором разместили сборно-разборный биплан Martin MS-1.
Но как показали дальнейшие испытания – никаких достоинств подлодки в комплекте с гидросамолетом не было.
Моряки сделали снимки на его фоне для потомков, и «агрегат» отправили в утиль
А дальше, в августе 1920 года, на воду была спущена субмарина под номером S-5. Приступили к ходовым испытаниям всех систем и механизмов, испытания проходили в Северной Атлантике, недалеко от мыса Делавэр.
Когда испытания уже подходили к концу, и все задачи были выполнены — остался только последний экзамен: экстренное погружение.
Прозвучала команда капитана корабля Чарльза Кука, и оставалось сделать последнее: закрыть клапан главной вентиляционной магистрали, которая снабжает подлодку наружным воздухом. Но ответственный за эту операцию старшина не то забыл о своих обязанностях, не то растерялся, старшина, и клапан не закрыл. Субмарина стала быстро заполняться водой, и погрузилась на глубину 60 метров.
Подать радиосигнал бедствия через такую толщу воды было технически невозможно
Экипаж уже и не надеялся на спасение, но среди моряков нашелся свой «изобретатель»: он нашел длинный кабель, подсоединил его к корабельному телефону, прикрепил телефон к сигнальному бую и отправил на поверхность. В открытом океане зазвонил обычный телефонный звонок. И так он звонил 10 часов подряд, только место в океане было пустынное, и никто это звонок не услышал, кроме чаек да альбатросов.
И тогда капитан корабля по фамилии Кук, принял очень важное и волевое решение: он решил поставить свой корабль «на попа». Глубина — 60 метров, а длина подлодки — 70, и в случае удачной операции кормовая часть будет видна над водой. Была надежда, что такой «поплавок» кто-нибудь да заметит.
Всем экипажем тщательно разработали план по всплытию кормой. Перед каждым моряком поставили свою задачу.
Теперь от слаженности действий экипажа зависели 28 человеческих жизней.
Не вникая в подробности всей этой рискованной операции – скажем: она прошла успешно. Терпящих бедствие моряков по удачной случайности заметил военный транспорт «Алантус», который проходил неподалеку.
В этот день подводников не дождались ни ангелы в раю, ни черти в аду: весь экипаж, как один человек, был спасен.
И последним свой корабль покинул капитан Кук. Кто мог предположить, что этот отважный и смекалистый офицер спустя 20 лет станет командиром линкора «Пенсильвания» и вместе с кораблем переживет воздушную атаку японских камикадзе в Перл-Харборе.
А в послевоенные годы Чарльз Мейнард Кук, знаменитый капитан, дослужился до звания адмирала и был назначен командующим 7-м американским флотом в Тихом океане.
Капитан Чарльз Мейнард Кук-младший
А его утонувшую в 1921 году подлодку S-5 просто вычеркнули из морского списка и напрочь о ней забыли.