Сейчас нетерпимость в обществе достигла большого накала. Мы наблюдаем это везде: в событиях, происходящих в мире, средствах массовой информации, социальных сетях, спорах, дискуссиях. Толерантность и терпимость — это синонимы. Надо ли быть терпимым к тому, что кажется вам неприемлемым, и к чему может привести?
Что такое толерантность?
Терпимость — это непреследование людей, чьи мысли и действия не совпадают с вашими и вызывают у вас неодобрение. Если вы сознательно решили не преследовать тех людей, чьи проявления вам чужды, вас можно назвать терпимым человеком.
Важное замечание! Терпимость не требует признавать поведение других людей положительным и приемлемым. Она означает лишь то, что вы терпите какого-то человека, группу людей или явление как неизбежное зло. Но толерантность вовсе не означает безразличия к нарушению закона и преступлениям!
Терпимость — это неагрессивное отношение к чужим взглядам, убеждениям, образу жизни, поведению. Вы даете другим людям право жить в соответствии с их представлениями (а не вашими). Допустим, вы не одобряете однополую любовь, вам не нравится, что мусульманки ходят в длинных платьях и платках, вам не нравятся мужчины, сидящие на корточках — но вы относитесь к этому терпимо, не преследуете этих людей.
При этом вы вовсе не обязаны перенимать чуждый образ жизни и чужое мировоззрение, не должны следовать им. Относиться терпимо — вовсе не значит позволять кому-то навязывать вам свои убеждения. Обе стороны должны соблюдать границы друг друга и не нарушать их.
Толерантность — необходимое условие для жизни в современном обществе, когда рядом живут люди разных народов, религий, обычаев. Терпимость говорит о том, что общество уверено в себе, в надежности своих моральных и духовных устоев. Оно осознает свою силу и сплоченность, поэтому не боится сравнения с другими точками зрения и не опасается конкуренции.
Зрелое, сильное общество уважает другие культуры, образы жизни, способы мышления и самовыражения. При этом толерантность не означает уступки и снисхождения к социальной несправедливости, а также навязывания своего образа мыслей и поведения другим людям.
Отсутствие толерантности: опасность для общества
Есть жизненные сферы, которые особенно часто вызывают столкновения мнений и проявления нетерпимости. Это религиозные и политические взгляды, половая ориентация, особенности различных рас и национальностей, отношения полов, восприятие инвалидов и т. д.
К чему приводят отсутствие терпимости к чужим религиозным, мировоззренческим и политическим взглядам? Оно всегда ведет к страшным войнам, религиозным и политическим чисткам и прочим жестокостям. Жертвами становятся сотни миллионов людей. В истории этому было огромное количество примеров.
Как это происходит? Сначала в обществе раздувается нетерпимость, происходит промывание мозгов. От нагнетания ненависти до пожара войны — один шаг.
Разброс мнений: как относиться к нетерпимости?
Какими должны быть границы терпимости? Надо ли терпеть нетерпимость? Например, какие-то группы населения ненавидят богатых и громят их особняки, другие группы граждан ненавидят людей других национальностей, преследуют их и бьют? Как к этому относиться — проявлять ли терпимость к подобной нетерпимости?
Ученые считают, что общество должно защищать себя от подобных проявлений нетерпимости. Толерантность хороша до тех пор, пока она не создает угрозу установленному порядку и самому существованию общества.
Как с этим обстоит дело в России
В России отношение к этому вопросу определено Конституцией. Она запрещает проявления расизма и расовой дискриминации, а также действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности. За подобные деяния может последовать гражданская или уголовная ответственность.
Идеал толерантности
Единственной религией, на самом деле практикующей терпимость, является буддизм. Он не навязывает свое учение тем, кто еще не достиг духовной зрелости. Согласно этой философии ученик должен прийти к учителю самостоятельно, его должны привести туда собственные духовные поиски.
Поэтому в буддизме напрочь отсутствует миссионерство, как это бывает в других религиях. Вам никто не станет совать в руки книги, рекламирующие религиозные воззрения, приглашать на собрания, убеждать в правильности своих религиозных взглядов и пр.
Буддисты убеждены, что надо уважать чужую веру. Они не приемлют насильственного распространения учения. Мало того, в этой религии спокойно относятся к раскольникам и не преследуют их. Поэтому у них существуют разные трактовки учения (в итоге они все равно сходятся в одном). Поэтому буддизм имеет огромное количество последователей не только в восточном, но и в западном мире.
Критическое отношение
РПЦ сложно относится к понятию толерантности. Священнослужители РПЦ много раз высказывали мысль, что их беспокоит нравственное равнодушие, безразличие к некоторым порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране. Некоторые священники готовы проявлять к ним нетерпимость, они активно выступают против уроков толерантности в школах.
В свою очередь, авторитетные общественные деятели критикуют позицию РПЦ. Они говорят: «Если общество не научится пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть, есть другую еду, по-другому устраивать свой быт и семьи, мы постоянно будем находиться в состоянии самой ужасной войны — не только социальной, но и войны в душе».
В западных странах в школах проводятся уроки толерантности. Они учат детей смотреть на явления с разных точек зрения. Например, ученик должен высказать какое-либо суждение, доказать и аргументировать его. Затем он должен встать на противоположную точку зрения и тоже доказать и аргументировать ее. Таким образом, детей учат пониманию, что в любых столкновениях мнений можно найти средний путь, оптимальное компромиссное решение, устраивающее обе стороны. Такое понимание предотвращает негибкость мышления и в конечном итоге, работает на мирное сосуществование.
Источник: